Тепло и уют в каждый дом

ООО Фаворит

ОГРН 1135543009733

ИНН /КПП 5501248040 / 550101001


Адрес: Россия,

644080 г. Омск, 
ул. Мира пр-т д. 6
Тел: 8 (3812) 63-81-12

Тел. сот.: +7-962-058-81-12



Пластиковые окна,  

светопрозрачные 

конструкции 

из ПВХ и алюминия







ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ

Трудовые споры          Хозяйственные споры          Споры между потребителем и продавцом

 

НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ

   Налоговые споры входят в систему не гражданских и не трудовых отношений, а отношений публичных, одной из сторон которых является государство.
 Налоговые споры между налогоплательщиками и налоговыми органами в современной арбитражной практике встречаются часто. Инициаторами таких споров могут быть как первые, так и вторые.  Налоговые органы обращаются в суды с исками о взыскании с налогоплательщика налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, а налогоплательщики, не согласные с решениями или действиями представителей налоговых инспекций, подают иски обжалования. При этом многие вопросы и спорные ситуации между ними могут быть разрешены и в досудебном порядке, что предусмотрено российским законодательством. В ряде случаев такой порядок является обязательным.
 В соответствии со ст.104 НК РФ до обращения с иском в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить сумму налоговой санкции, направив требование или иной документ по всем известным ему адресам налогоплательщика (иного лица). В противном случае не будет достигнута цель, обозначенная законодателем, - возможность разрешения спора о наложении налоговой санкции без обращения в суд. Если налоговый орган не исполнит свою обязанность, то в дальнейшем судебном разбирательстве это даст основание суду отказать налоговому органу в рассмотрении иска. В соответствии со ст.148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
 Если в рассмотренной ситуации инициатором спора является налогоплательщик, то у него есть право на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права (ст.137 НК РФ). При толковании ст.137 и 138 НК РФ следует принимать во внимание то, что под актом в данном случае понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. При подаче жалобы об обжаловании действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов заявитель вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган (п.49 постановления пленума ВАС РФ от 28.02.01 г. N 5).
 В качестве досудебного порядка урегулирования спора, инициированного налогоплательщиком, НК РФ предусматривает возможность налогоплательщика обжаловать акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу). Данным правом налогоплательщик сможет воспользоваться, например, в ситуации, когда, по мнению налогоплательщика, участие специалиста в действиях по осуществлению налогового контроля необходимо, а налоговым органом решение о привлечении специалиста принято не было.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Однако в данном случае в отличие от случая, когда спор был инициирован налоговым органом, досудебный порядок урегулирования спора не является обязательным. Это означает, что, если налогоплательщик не предпринял попытки урегулировать спор в досудебном порядке, суд на этом основании не может отказать ему в рассмотрении иска.
 Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. По общему правилу срок подачи такой жалобы составляет три месяца со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
 Напомним, что порядок исчисления сроков установлен ст.6.1 НК РФ. Так, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. В случаях когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
 В соответствии со ст.6.1 НК РФ срок подачи жалобы не считается пропущенным в случае отправления жалобы по почте до истечения указанного срока независимо от того, что в налоговый орган данный документ поступил по истечении указанного срока. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом. Таким образом, лицо, подающее жалобу с нарушением срока обжалования, должно письменно ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, указав основания, позволяющие, по мнению заявителя, продлить срок (болезнь налогоплательщика, отсутствие или временная нетрудоспособность должностных лиц организации, компетентных в вопросах, поднимаемых в жалобе, обстоятельства непреодолимой силы, вследствие которых нарушен срок, и т.п.). К ходатайству в случае необходимости следует приложить документы, подтверждающие указанные обстоятельства.
 Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. К доказательствам можно отнести любые документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы, и подтверждающие позицию заявителя, в частности первичные учетные документы, бухгалтерская и статистическая отчетность, приказы и распоряжения руководителя организации и т.п. Лицо, подающее жалобу в налоговый орган, обязано составить ее на русском языке. В случае приложения к ней документов на иностранном языке к данным документам обязательно прикладывается их заверенный перевод.
 Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.
 По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
оставить жалобу без удовлетворения;
отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
изменить решение или вынести новое.
 По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу. Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
 Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Однако, если налоговый орган (должностное лицо),рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.
 В заключение можно отметить, что существующий порядок обжалования акта налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) достаточно удобен для налогоплательщика: он прост, оперативен, не требует финансовых затрат (уплаты государственной пошлины). Воспользовавшись предоставленным правом обжалования, налогоплательщик сможет определить позицию вышестоящего налогового органа, что при отрицательном результате позволит ему основательно подготовиться к судебному рассмотрению.

Вверх

Яндекс.Погода

© favorit-72

Бесплатный хостинг uCoz